Спасибо АвтоРевю) Создавая под конец пятидесятых годов автомобильной марке Pontiac ее звонкую «спортивную» репутацию, — не потускневшую, кстати, по сей день, таким удачным оказался тот давний ребрендинг, — прежде всего озаботились тем, чтобы снабдить выпускаемые под этой маркою модели соответственно звучащими именами. Самая большая и дорогая машина получила наименование Bonneville — в честь пересохшего соленого озера, на ровной и идеально гладкой поверхности которого систематически устанавливались и побивались самые разнообразные рекорды. Самую маленькую, но в исполнении делюкс, прозвали Le Mans — по знаменитой европейской гоночной трассе. Еще одна модель носила обозначение GTO, позаимствованное у вполне спортивного итальянского автомобиля Ferrari...Впоследствии появились и другие «гоночные» имена: 2+2, Grand Am, Trans Am, Formula. Но самое замечательное название, способное заставить биться чаще сердце каждого мало-мальски серьезного любителя автоспорта, получила в 1962 году машина «полноразмерного» класса, предлагавшаяся с одним-единственным вариантом кузова, закрытым и двухдверным: Grand Prix. Вообще-то автомобиль этот должен был называться совсем по-другому, — Ventura: такая серия из двух закрытых моделей предлагалась наряду с другими машинами Pontiac в 1960—1961 годах, и ее предполагалось дополнить третьей моделью, имеющей отчетливо выраженную «спортивную» ориентацию. Аналогичные машины спортивного типа предполагалось ввести и в производственные программы двух других «средних» отделений концерна General Motors, — Buick и Oldsmobile. Все три новинки действительно дебютировали в течение сезона 1962 года и действительно имели много общего. У них, к примеру, был один и тот же закрытый двухдверный кузов с линией крыши, которая напоминала поднятый мягкий верх кабриолета; для полноты впечатления крыша была еще и покрыта текстурированным винилом. Передние сиденья на всех трех машинах были выполнены раздельными, и между ними располагалась так называемая «спортивная консоль», на которой был смонтирован селектор автоматической коробки передач; в том месте, где консоль стыковалась с наклонной передней секцией пола салона, располагался циферблат тахометра. (Остальным моделям этого прибора не полагалось, места для него на передней панели предусмотрено не было, — вот и пришлось пристраивать его туда, где считывать его показания водителю было довольно-таки трудно. Впрочем, и необходимости особой в нем не было, ведь трансмиссия так и так была автоматической.) Машины комплектовались самым мощным силовым агрегатом, каким только располагало выпустившее их отделение, и позиционировались в качестве «топовых» моделей. Вариант от Oldsmobile именовался Starfire, модель отделения Buick звалась Wildcat, — а в отделении Pontiac решили отдать предпочтение имени с сугубо спортивными коннотациями. Пути трех моделей спортивного типа самым решительным образом разошлись менее чем через год после дебюта. Прежде всего изменилась ориентация этих машин на рынке, — из категории «спортивных полноразмерных» они сместились в категорию personal luxury, сегмент, который в те времена развивался наиболее динамично. «Спортивную» ориентацию унаследовали машины нового, только что народившегося «промежуточного» класса, — «подросшие компакты»: как только удалось пристроить этим относительно небольшим и легким автомобилям под капот крупнолитражные мощные двигатели V-8 от «полноразмерных» машин, они тут же из недорогих и скромных альтернатив настоящим большим моделям превратились в могучих, «мускулистых» спортсменов. Их прямо так и прозвали — muscle cars. Далее, класс personal luxury в короткие сроки пополнился автомобилями, специально в расчете на данный класс спроектированными, а не переделанными из уже существующих стандартных моделей. Первой из них поспела на рынок Riviera марки Buick, уже в 1963 году (см. АР №18, 1999), — и если бы название Wildcat не было одновременно присвоено целой серии машин, той, что прежде именовалась Invicta, оно бы исчезло уже на следующий год после своего появления. Вместе с автомобилем, это обозначение носившим. Именно так получилось с машиной Oldsmobile Starfire: после дебюта в 1966 году переднеприводного автомобиля Toronado ей попросту не осталось места в производственной программе отделения Oldsmobile, и выпуск этой модели пришлось прекратить. А вот Pontiac Grand Prix сохранил и свой статус «самого главного Понтиака», и отчетливые спортивные нотки, и до наших дней дожил: среди автомобилей 2007 года такая модель имеется, — причем именно двухдверная и закрытая. Как всегда. На открытой версии автомобиля Grand Prix (слева) «ветровики» имелись, а на закрытой (справа) отсутствовали На наших иллюстрациях показан автомобиль Grand Prix модели 1967 года, — самая смелая, самая оригинальная и, не побоимся этого слова, самая красивая из машин, когда-либо носивших это гордое имя. Собственно говоря, в 1967 году все «полноразмерные» автомобили Pontiac отличались исключительно удачным внешним решением, — но Grand Prix, как ему и подобало по статусу «топ-модели», выглядел особенно стильно, даром что по-прежнему имел стандартный двухдверный кузов, точно такой же, как у всех остальных машин. Стайлинг данной модели отличался обилием «спрятанных» деталей, — скрытыми были выполнены не только фары головного освещения, но и передние подфарники, и даже стеклоочистители: то был первый опыт такого рода, и уже со следующего сезона у всех остальных автомобилей корпорации General Motors, относящихся к «полноразмерному» и «промежуточному» классам, «дворники» не торчали на виду, а размещались в особой нише у подножия лобового стекла, прикрытые от посторонних взглядов и от набегающего воздушного потока выгнутой задней кромкой крышки капота. Позже подтянулись и конкуренты; к началу семидесятых скрытые стеклоочистители имелись почти на всех американских машинах. И еще одной характерной, достаточно хорошо заметной внешней детали был лишен Pontiac Grand Prix 1967 года, — передних форточек-«ветровиков». Форточки эти появились в середине тридцатых как часть «бессквозняковой системы вентиляции» на новых цельнометаллических кузовах автомобилей корпорации General Motors; технический прогресс на месте не стоял, конструкторы-кузовщики давным-давно разработали другие, более современные и более эффективные схемы вентиляции салона, и в конце концов необходимость в форточках действительно отпала. К сожалению, многие производители в самых разных странах мира сочли устранение передних форточек остро модным стилистическим веянием и принялись наперебой убирать эту деталь со своих изделий, совершенно забыв при этом пересмотреть систему вентиляции или хотя бы обратить внимание на изменившееся распределение воздушных потоков в салоне. Автору этих строк не раз доводилось слышать от автомобилистов упреки в адрес тех, кто придумал ликвидировать форточки, пожелания наградить их «деревянной медалью», — наши автозаводы тоже поддались общему заблуждению: действительно, почему бы не упростить и не удешевить машину, сэкономив на форточках, тем более что это еще и модно… Ну что же, «приз в студию»: автор идеи — тогдашний руководитель отделения Pontiac Джон З. Де Лориан, человек с тонким чувством стиля: это ему не нравились «ветровики», и это он выступил инициатором программы по пересмотру системы вентиляции салона с целью их устранения. Только ведь он за своим «призом» не явится, потому что уже умер. Совсем недавно. Впрочем, на некоторых автомобилях Pontiac Grand Prix форточки все же сохранились. Дело в том, что в 1967 году наряду с закрытой моделью Grand Prix предлагалась еще и открытая; вот с нее «ветровики» убрать не решились, — напротив, украсили их инициалами GP в таком же начертании, как на передней облицовке и крышке багажника. Кабриолет очень активно продвигали на рынке, его изображения, — работы замечательных художников Вэна Кауфмана и Артура Фитцпатрика, — красовались на самой первой странице фирменных проспектов и каталогов, но публика упорно предпочитала закрытый вариант машины. Сумев распродать всего 5856 экземпляров открытой модификации автомобиля Grand Prix против 37125 закрытых машин, в отделении навсегда распрощались с идеей кабриолета на высшей позиции своей производственной программы. За вычетом броского стайлинга, ничем особенным автомобили Grand Prix от остальных «полноразмерных» моделей Pontiac не отличались. Двигатель на них устанавливался один-единственный, 350-сильный V-8, — без права замены на какой-либо другой мотор из числа предлагавшихся отделением, среди которых были силовые агрегаты и в 360, и даже в 376 сил, которые за соответствующую доплату можно было поставить практически на любую другую модель. «Спортивную консоль» тоже можно было иметь на любом автомобиле марки Pontiac, лишь бы только передние сиденья у него были раздельными. Четырехступенчатая механическая коробка передач, до известной степени помогавшая улучшить динамические характеристики, считалась дополнительным оборудованием, и ей опять-таки можно было снабдить любой Pontiac 1967 года, подобрав под нее соответствующее передаточное число главной передачи. Даже список опций для этой модели, которая увенчивала собой производственную программу отделения, мало чем отличался от такового для остальных моделей, — разве что был покороче, поскольку многое из того, что считалось опциями на других машинах, у нее являлось стандартной комплектацией... В общем, это был типичный для своего времени Pontiac, — только самый главный. «Первый среди равных». Идея строить автомобили Grand Prix не на стандартном для всех автомобилей Pontiac кузове, а на своем собственном тоже принадлежала Де Лориану. Новый кузов был заложен как раз в 1967 году, а пару лет спустя обновленный Grand Prix поступил в продажу. Но к тому времени Де Лориан уже пошел на повышение, — его назначили руководителем отделения Chevrolet, — и со своего нового поста, пользуясь служебным положением, он заполучил разрешение использовать этот же самый кузов для сходного по классу нового автомобиля Chevrolet. Речь идет о модели Monte Carlo, с 1970 года представлявшей марку Chevrolet в сегменте personal luxury. Когда-нибудь мы расскажем и о ней. В 1967 году скрытые стеклоочистители были у всех американских моделей Pontiac «полноразмерного», а равно и «промежуточного» класса. Скрытые фары головного света были применены также и на канадской модели Grande Parisienne Ссылка Прейти>>>
|